Обзор подготовлен

 

http://cna.cnews.ru/

Российский рынок Business Intelligence в целом развивается в русле мировых тенденций, большинство лидеров на нем представлено и они фактически задают тон, выполняя более половины от общего числа проектов в год. Не отстают и отечественные разработчики, конкурируя с мировыми вендорами не только по цене и за счет лучшего «знания местности», но и по функциональным характеристикам.

Российский рынок BI: Бизнес пока не распробовал аналитику

Business Intelligence – типичный зонтичный термин, включающий множество различных технологий, находящихся на разных фазах жизненного цикла. Одни уже достигли плато продуктивности, другие преодолевают пропасть разочарования или, наоборот, находятся на гребне ажиотажного интереса. Если говорить о базовой функциональности BI – все, что касается выполнения запросов, построения отчетов, доступа к различным источникам данных, деловой графики, то эту технологию можно считать вполне зрелой и доступной для широкого круга заказчиков – на рынке можно найти BI-платформы на любой вкус и кошелек.

Глобальный BI-пейзаж

Магический квадрант Gartner по BI и аналитическим платформам довольно густо населен: эксперты отобрали 27 компаний, чьи продукты заслуживают особого внимания. По сравнению с 2013 г., в BI-квадранте наблюдается интересная динамика – при почти том же количестве и составе игроков, их позиции заметно изменились. Теперь вместо достаточно аморфного облака прошлого года видно, что все вендоры плотно расположились вокруг главной диагонали квадранта, от нишевых игроков к лидерам. При этом переходов между секторами было мало, никто не присоединился к клубу лидеров и никто не выбыл из игры, просто рынок как-то «уплотнился». Пожалуй, это свидетельствует о достижении технологией высокого уровня зрелости, когда заказчики знают, чего они хотят, а разработчики трезво оценивают свои возможности и фокусируются каждый на своей целевой аудитории.

Магический квадрант Gartner по BI и аналитическим платформам

Источник: Gartner, 2014

Еще один парадокс на рынке BI отмечает Дэн Соммер (Dan Sommer), директор по исследованиям Gartner: «При довольно слабых темпах роста – 8% в год – мы ощущаем беспрецедентный интерес к аналитике. Возможно, это связано с общим состоянием экономики – компании сокращают свои расходы на ИТ, создавая, таким образом, отложенный спрос на инструменты BI».

Картина усложняется

BI-платформы вышли на плато продуктивности на кривой жизненного цикла Gartner Hype Cycle еще в 2011 г. Платформа для бизнес анализа обеспечивает три категории функций: многомерный анализ (OLAP); построение отчетов и дашбордов; и управление метаданными, предоставляя для этого единую среду разработки. Однако достижение зрелости платформами не означает, что развитие рынка BI остановилось – это скорее необходимое условие для дальнейшего прогресса. На подходе новые технологии, которые в скором времени начнут определять восприятие бизнес-аналитики.

Показательно, что, начиная с 2014 г. Gartner начинает публиковать отдельный Магический квадрат по углубленной аналитике (Advanced Analytics), что отражает реалии рынка и различие требований заказчиков – для решения по-настоящему сложных задач, таких как управление рисками или прогнозная аналитика, одних отчетов и дашбордов будет недостаточно, здесь работают серьезные математические модели. И далеко не все лидеры из классического квадрата BI преуспевают в новом – в обоих уверенно лидируют только SAS и IBM.

Антон Заяц, директор по развитию бизнеса компании SAS Россия/СНГ, классифицирует задачи углубленной аналитики следующим образом. Первая группа задач – это уменьшение оттока клиентов, повышение их лояльности, рост дополнительных продаж, клиентская аналитика и управление маркетинговыми кампаниями. В бизнесе она используется там, где накоплена большая клиентская база, есть серьезная конкуренция. Углубленная аналитика поможет «нарисовать» портрет каждого из миллионов клиентов, разбить всю клиентскую базу на определенные сегменты по тем или иным признакам, изучить предпочтения клиентов и «вычислить» важные события в их жизни, и на основе этой информации сделать каждому из них наиболее выгодное (зачастую – нестандартное) предложение, предложить интересную сопутствующую услугу или товар. Такой подход может достаточно быстро показать хороший финансовый результат и окупить вложенные средства.

Вторая группа задач – это управление всеми видами рисков (кредитными, операционными, рыночными). Так, в рамках подготовки к переходу на Базельские стандарты и выполнения ряда требований ЦБ РФ (к качеству кредитного портфеля, к достаточности капитала и пр.), ведущие российские банки активно внедряют аналитические системы для управления рисками и капиталом.

Третья группа задач, еще относительно новая для российского рынка – противодействие мошенничеству и борьба с нелегальными доходами, полученными преступным путем, а также финансированием терроризма. Здесь мы видим большой интерес со стороны не только банков, но и страховых компаний, государственных структур.

Четвертая группа задач – оптимизационные и прогнозные. В ритейле это управление спросом, категорийный менеджмент, планирование товарных остатков, оптимизация ценообразования, оптимизация логистических цепочек при грузовых перевозках и на складах. В нефтегазовой отрасли – прогнозирование добычи и формирование оптимальных технологических режимов обслуживания скважин, предупреждения аварийных ситуаций и планирование ремонта «по состоянию».

В особую группу можно выделить аналитические задачи, стоящие перед государственными органами, в частности, перед федеральными и региональными ситуационными центрами. Если перечислить кратко, то это задачи по улучшению взаимодействия государства и граждан (анализ жалоб и предложений), обеспечение безопасности в широком смысле (борьба с мошенничеством при получении пособий и выплат, мониторинг соблюдения налогового и таможенного законодательства и пр.), социальные задачи (анализ миграционных потоков, трудоустройство граждан и т.д.).

Локальная перспектива

Из лидеров Магического квадранта BI в России представлены и активно работают практически все – Tableau, Qlik, Microsoft, IBM, SAS, SAP, Tibco Software, Oracle, Microstrategy, нет только компании Information Builders. Если посмотреть более широко, взяв всех участников квадрата Gartner, то окажется, что половина компаний на нашем рынке не представлено (15 из 27). Надо сказать, что это существенно обедняет рынок, потому что среди нишевых продуктов обычно находятся очень интересные решения, более точно отвечающие требованиям конкретной задачи или лучше понимающие отраслевую специфику. В их отсутствие все потребности пользователей приходится закрывать преимущественно решениями лидеров, что часто и дороже, и сложнее.

Есть в Магическом квадранте по BI и одна компания из России – «Прогноз» (Prognoz), которая успешно конкурирует на мировом рынке с лидерами бизнес-аналитики и заметно упрочила свое положение за прошедший год. Флагманская разработка компании Prognoz Platform включает в себя весь спектр инструментов – от традиционного BI до углубленной аналитики и возможностей Data Discovery – это серьезный и принципиальный вклад «Прогноза» в продвижение российских инноваций за рубежом и развитие наукоемких технологий в стране.

Источник: Gartner, 2014

Сергей Шестаков, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании «Прогноз», отмечает, что рост российского BI-рынка несколько замедлился с учетом общей экономической ситуации. Но крупным компаниям и госсектору по-прежнему требуются современные аналитические системы, более того, потребность в них, как в инструментах, способствующих повышению эффективности бизнеса, увеличивается с каждым годом. В связи с этим отечественный рынок инструментов бизнес-анализа по-прежнему растет более высокими темпами, чем ИТ-рынок в целом. Что касается сравнения с глобальным BI-рынком, то судя по данным международных аналитических агентств, динамика спроса на решения бизнес-аналитики в России опережает мировую.

Российский рынок BI-решений постепенно движется к насыщению, считает Максим Андреев, директор по бизнес-приложениям компании «Крок». По итогам 2014 г. вряд ли будет наблюдаться большой рост рынка, так как ключевые аналитические инструменты (в частности, системы отчетности, планирования, бюджетирования и пр.) в крупных компаниях уже внедрены, а интерес к концепции больших данных в России еще не достиг своего пика. Но в целом рыночная динамика пока положительная, в первую очередь, за счет модернизации уже внедренных решений, а также благодаря повышению интереса к аналитическим решениям среди средних и малых организаций и спроса на облачные BI системы. Среди последних тенденций на российском рынке BI-решений, в частности, интерес к интеграции аналитических решений с социальными сетями для формирования профилей потенциальных клиентов и их предпочтений.

Портрет российского заказчика

Пожалуй, мы получим очень широкий разброс параметров, если попытаемся нарисовать среднестатистический портрет заказчика BI. Организации находятся на различных уровнях зрелости и совершенно по-разному трактуют, что такое бизнес-аналитика. Для одних это просто набор отчетов по движению денежных средств и документов, для других — комплексное решение по управлению рисками на уровне финансовой группы. Очевидно, что сводить такие проекты под общий тег «Business Intelligence» не имеет смысла.

Антон Заяц, говоря об использовании серьезных решений Advances Analytics для бизнеса, отмечает, что основными потребителями такого рода аналитических решений в мире являются крупные государственные и финансовые структуры (банки, страховые компании, коллекторские агентства, трейдинг), телекоммуникационные компании, нефтегазовые и энергетические предприятия, ритейл, транспортная отрасль, сфера здравоохранения, реальный сектор. Не так давно и средний бизнес стал рассматривать аналитику как реальный актив для своего развития. Что касается России, здесь список отраслей поменьше: это финансовые компании, телеком и ритейл, а также государственные институты. Это те структуры, которые не только накопили большой объем информации, но и поняли ее ценность в условиях сильной конкуренции. Федеральные министерства и ведомства России также постепенно начинают смотреть в сторону аналитики, и мы ощущаем этот растущий интерес.

Другую сторону спектра занимают довольно простые продукты, отвечающие запросам заказчиков, находящихся на начальной стадии зрелости в использовании BI, которым как раз нужны типовые инструменты – отчеты и дашборды, даже вопрос об OLAP-кубах встает не всегда.

Как говорится, «спрос рождает предложение» – в ответ на рост интереса со стороны бизнеса к аналитическим инструментам, мы видим, что на рынке представлено весьма большое число собственных разработок российских системных интегратров и программистов, благо технология стала широко доступной вследствие наличия качественных open sourse продуктов для бизнес-аналитики. Так, согласно отчету Tadviser, как о вендорах Business Intelligence, о себе заявляют более 150 компаний, значительную долю из которых составляют российские.

Импортозамещение в бизнес-аналитике

«Мы согласны с оценкой, что ситуация сегодняшнего дня делает запуск программы импортозамещения абсолютно необходимым, – отметил министр связи Николай Никифоров. – C учетом ряда относительно новых факторов очевидна необходимость создания и полноценной «карты российских информационно-коммуникационных технологий». Что касается бизнес-аналитики, то в этом сегменте ИТ-рынка зависимость от импорта не столь сильна, как во многих других благодаря наличию отечественных разработок и крепким позициям СПО.

.

Сергей Шестаков считает, что тенденция импортозамещения, безусловно, положительный тренд и это уже проявляется в росте количества запросов и повышение интереса к продуктам компании в России. Важно при этом, что российская компания – разработчик BI – может предложить технологию, которая не уступает или даже превосходит разработки конкурентов. Технологии «Прогноза» востребованы более чем в 70 странах и успешно конкурируют с мировыми лидерами в BI, но предприятия и органы власти России остаются для компании приоритетными заказчиками.

Российские разработчики гораздо лучше представляют себе бизнес-процессы отечественных предприятий и организаций, их продукты и технологии «заточены» под существующие практики, учитывают законодательную базу, требования регуляторов со стороны государства. Использование российского программного обеспечения в сфере BI может дать более широкие возможности интеграции с существующими в российских компаниях системами, возможности доработки самой технологии. Кроме того, многие заказчики, которые годами использовали дорогостоящие продукты от зарубежных поставщиков, задумываются об эффективности этих затрат и снижении стоимости владения используемого ПО.

Максим Андреев констатирует, что заказчики, особенно из государственного сектора, уже проявляют повышенный интерес к решениям российских производителей ПО, а также системам с открытым исходным кодом, которые не имеют национальной окраски. По его мнению, изменения будут происходить постепенно, и в краткосрочной перспективе посыл на отказ от западного ПО, скорее, скажется негативно на общем объеме рынка. Дело в том, что часть заказчиков, наверняка, решит заморозить свои проекты, чтобы плотнее изучить альтернативы, которые ранее не рассматривались. А компании, попавшие под санкции, уже поставлены перед фактом, что им необходима альтернатива.

Что ждет российский рынок BI в 2014–15 гг.

По мнению экспертов, в 2014–2015 гг. российский рынок BI продолжит рост. Сергей Шестаков (Прогноз) выделяет прогнозную аналитику как одно из самых перспективных направлений. Спрос на решения по моделированию и прогнозированию уже превышает по темпам роста общие показатели рынка бизнес-аналитики. И в этом сегменте существует тенденция к упрощению, позволяющему там, где это возможно, «прогнозировать в один клик». По-прежнему актуален тренд на «мобилзацию»: мобильный интерфейс активно используется для доступа к отчетам, ключевой аналитике. Аналитика на мобильных устройствах востребована топ-менеджментом компаний и другими сотрудниками, желающими получать доступ к BI-системе с целью просмотра отчетов, анализа «на лету» в любое время и в любом месте.

Если говорить о трендах в сфере создания специализированных BI-решений для бизнеса, то здесь свое отражение нашла общемировая ориентация на повышение энергоэффективности: мы видим спрос на программные продукты, обеспечивающие оперативный мониторинг и анализ потребления энергоресурсов промышленными компаниями, а также позволяющие отслеживать показатели энергоэффективности, формировать план мероприятий по энергосбережению. В госсекторе заметно влияние тренда на повышение уровня информационной открытости госорганов. Ведомства ориентированы на создание публичных порталов для представления открытой официальной статистики и привлечения внимания широкой общественности к проблемам управления, в том числе общественными финансами.

Ажиотаж вокруг больших данных

Парадоксально на первый взгляд, но факт – всеобщее увлечение технологиями больших данных не принесло рынку BI каких-либо преференций. Инвестиции в большие данные шли мимо традиционных инструментов аналитики, в основном в экспериментальные проекты по обработке неструкурированных данных, инфраструктуру хранения. Однако ажиотаж вокруг больших данных уже идет на убыль и можно ожидать в будущем более сбалансированного подхода к построению архитектуры аналитических систем, где каждый инструмент будет использоваться разумно. Разработчики готовятся к появлению более широкого спроса на большие данные, дорабатывая свои продукты в этом направлении.

Традиционная бизнес-аналитика и большие данные – это совершенно разные технологии, отмечает Максим Андреев. В частности, концепция больших данных не предполагает наличия классических систем хранения данных. Поэтому вовсе неудивительно, что они требуют инвестиций в различное оборудование и софт. Ажиотаж вокруг больших данных действительно пошел на убыль, но едва ли это сильно повлияет на рынок. Сейчас российские организации только начинают «примерять на себя» большие данные – проектов пока немного, в основном «пилоты». Например, для крупной телеком-компании специалисты «Крок» работали над инструментом выявления абонентов, склонных к уходу.

Компания «Прогноз» активно развивает свою BI-платформу в направлении работы с большими данными. Во-первых, работа идет над повышением скорости выполнения операций на значительных объемах данных. И во-вторых, создаются принципиально новые алгоритмы, работающие на больших объемах и разнородных типах данных. Prognoz Platform интегрируется с программно-аппаратными комплексами Oracle Exadata, Teradata, а также технологией Hadoop.

Сдерживающие факторы

Известная поговорка «мусор на входе – мусор на выходе» не теряет своей актуальности. Бизнес зачастую скептически относится к результатам анализа, понимая, что исходные данные далеки от совершенства по достоверности и полноте. Возникает замкнутый круг: в отсутствие надежной информации руководители принимают решения, полагаясь на интуицию, опыт и административный ресурс; в свою очередь, такой стиль управления отрицает полезность и необходимость аналитики.

Максим Андреев уверен, что, безусловно, использование инструментов бизнес-аналитики влияет на управленческие практики, ведь чем больше информации у руководителя, тем полнее он понимает картину и может принять более адекватное решение. Но BI система не заменит человека, она лишь даст повод для размышления. Различные системы прогнозирования могут дать ошибочные рекомендации, с этим довольно часто приходиться сталкиваться. Интуицию человека заменить нельзя, и опытный руководитель будет на нее полагаться, но принимать во внимание аналитические данные.

Антон Заяц считает, что одна из самых больших проблем – трансляция результатов анализа на бизнес. Это связано с тем, что аналитика и бизнес зачастую говорят на разных языках, и мы нередко сталкиваемся с упрощенным, поверхностным подходом к процессу внедрения и использования аналитических инструментов.

Что действительно важно для того, чтобы проект был успешным, и заказчик использовал бы все преимущества аналитического подхода? Во-первых, это вовлеченность в процесс различных подразделений – от руководства до рядовых сотрудников. Например, чтобы создать интегрированную систему управления рисками в масштабах организации, необходимо собрать данные и от основных бизнес-департаментов, и от бухгалтерии и финансового отдела, и от департамента по управлению персоналом, и от партнеров и поставщиков услуг, и все это – по всем филиалам и центральному офису. Во-вторых, важно осознание проблематики, всей глубины решаемой задачи, учет текущего состояния рынка и его перспективы, возможных вариантов развития ситуации. В-третьих, это наличие мотивационной составляющей и осознанного бизнес-эффекта от внедрения сложной аналитической системы.

Еще одной причиной является нехватка кадров для внедрения серьезных аналитических проектов. С одной стороны, специалисты-аналитики должны иметь очень серьезную математическую подготовку (чтобы строить модели, решать оптимизационные задачи и т.д.), а с другой стороны, они должны прекрасно знать бизнес проблематику – только тогда они смогут правильно интерпретировать полученные результаты. Таких специалистов на рынке очень мало, компаниям приходится или переманивать их друг у друга или воспитывать своих, на это уходят время и средства.